Безусловное принятие.
Современные тенденции в педагогике много говорят о безусловном принятии. Очень многие понимают, что это такое, но вот чувствуют ли? Ведь принятие, да еще и без условий – это не область интеллекта, это область чувств. За что ты меня любишь? Что обычно отвечают на этот вопрос? Я часто слышу, за…, а иногда – просто так. Безусловно – значит без характерных оценок. Это сложно, потому что, даже если мы видим хорошее, но также видим и плохое. И вот, безусловно – это принять и хорошее, и плохое. Это не значит, не иметь своего мнения. Как раз хорошо иметь мнение, и говорить об этом. Но, без оценок. Безусловное принятие – это в метафоре – хорошо, что ты есть. Это про принятие.
Для ребенка очень важно быть принятым. Это процесс его воспитания, социализации, становления самооценки, формирование картины мира. Такие простые слова, а так много делают для ребенка: «Мне важно, что ты есть».
Обратная сторона – это требования и условия. Это наиболее часто встречающаяся модель. Многие в ней росли, и выросли хорошими людьми, но вот внутренне крайне неустойчивыми, я бы назвала это – оглядки. Оглядываться на все. Это не значит, что не надо встраиваться в социальную структуру. Это про внутреннее состояние.
Просто хочется сказать, что дети и их воспитание – это не дрессура. Это тонкая работа. Важно понимать, что так мешает принять какие-то проявления ребенка. Важно учиться принимать не только детей, но и себя.
Главное помнить, что безусловное принятие не приравнивается к вседозволенности и попустительству. Ко всему желательно подходить разумно. У каждого взрослого есть понимание ситуации, исходя из этого, существуют различные способы донести свою позицию до ребенка.
Это тонкие понятия, а тонкие понятия требую вдумчивого подхода.