Психологическое здоровье – необходимое условие для счастливой, успешной жизни человека в современном мире. Закладываются его основы в раннем и дошкольном детстве.
Психологическое здоровье ребенка определяется совокупностью преобладающих эмоций, которые закрепляются в чертах его характера, личности. Важной личностной характеристикой, связанной с психологическим здоровьем, является уровень позитивного самопринятия.
Так, высокому уровню позитивного самопринятия соответствуют отсутствие ожидания угрозы и агрессии со стороны окружающих, представление о себе как о сильном человеке, уменьшение роли внешнего давления и ощущения собственного бессилия, принятие будущего, доминирование личностных качеств при восприятии других людей и интерпретации их поведения, принятие «значимых» и наделение их подлинной значимостью.
Важную роль в становлении и укреплении психологического здоровья ребенка играет семейная микросреда. Еще в пренатальном периоде развития закладываются основы и предпосылки для психологического здоровья ребенка.
Важнейшими факторами, воздействующими на становление личности малыша, являются факторы со стороны матери: ее эмоциональное самочувствие, характер взаимоотношений с окружающими, отсутствие или наличие страхов по поводу родов и развития ребенка и т.д. После рождения ребенка огромное значение имеет общение с матерью, дефицит же его может привести к различного рода нарушениям здоровья (в том числе – психологического).
Прежде всего имеется в виду дефицит ситуативного, эмоционально-личностного общения, в ходе которого удовлетворяется потребность ребенка во внимании, ласке. К числу семейных факторов, способных оказать негативное влияние на психологическое здоровье ребенка, относят патологию перевозбуждения и сверхстимуляции. Такое поведение характерно для тревожной матери. Выделяют и такой вид патологических взаимоотношений в системе «мать-ребенок», как чередование сверхстимуляции с пустотой отношений. Особо же важную роль для нормального развития, психологического здоровья младенца отводится эмоциональной привязанности ребенка к ухаживающему за ним взрослому.
Специалисты выделяют четыре основных их типа: надежная, ненадежная привязанность по избегающему типу, амбивалентносопротивляющаяся, дезорганизованная. Выявлено, что дети, в младенчестве отнесенные к группе с надежной привязанностью, в последующие периоды жизни проявляют большую непринужденность в общении, отзывчивость, способность справляться со стрессом в сравнении с группой детей с ненадежной привязанностью.
Выделяют 3 группы факторов, влияющих на качество семейного воспитания:
1) воздействия со стороны родителей, обусловленные их личностными особенностями, ожиданиями, устремлениями, убеждениями относительно целей социализации и эффективных методов социализации ребенка;
2) качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности);
3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов. Зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители менее благополучные в психологическом плане. Уверенная в себе мама с большим доверием относится к другим людям, убеждена, что способна контролировать происходящее с ней, и в отношении со своими детьми проявляет теплоту, принятие и отзывчивость.