Эмоции человека оказывают непосредственное влияние на физическое состояние тела человека, воздействуют на общее самочувствие. Эмоции являются постоянным спутником организма, они возникают спонтанно, их очень сложно отследить и зафиксировать. Человек может не обращать внимания на свой эмоциональный фон, не работать с ним, не признавать его важность, а ответной реакцией организма на данное игнорирование будет усугубленное стрессовое состояние. Действительно, наши эмоции управляют нами сильнее, чем мы можем себе это представить. Психоэмоциональное состояние человека – это первопричина многих проблем со здоровьем.
Не стоит бояться проявлений эмоций, вызывающих печаль, и убегать от них, искусственно демонстрируя показную радость или одевая маску «у меня все хорошо». Ведь каждое такое состояние что-то хочет сказать человеку, несет для него важную информацию, напоминает о том, что необходимо разобраться в ситуации вовремя, стараться прислушаться к себе. Возможно, в данный момент, телу просто нужен отдых, принятие ситуации, свободное наблюдение за течением жизни либо, наоборот, – активность и действия, принятие решения и необходимость выбора. Ваш организм знает ответ, если умело к нему прислушаться и быть искренним с самим собой.
Нужно ли учиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние?
Болезнь (симптом) является способом общения нашего тела с психикой, способом перевода эмоциональных проявлений на понятный телесный язык. Ведь боль ощутима и реальна, ее невозможно оставить без внимания. Она заставляет человека принимать решения, действовать. И как бы мы ни пытались уговорить себя и свои мысли, тело обмануть не удается, все наши незавершенные эмоциональные состояния уходят в глубины организма и ждут качественной проработки. Если же мы о них забываем, то они укореняются в нашем теле, превращаются в телесные зажимы, телесные панцири, а затем – в симптомы.
Как же научиться понимать, точно различать и выражать эмоции?
Различать эмоции сложнее, чем их выражать.
У современного человека наблюдается редукция эмоционального словаря. Мы можем быть слепы к явлениям или концепциям, для которых у нас нет слов.
Если мы не способны понимать очевидные эмоции, то не сможем вовремя предотвратить их разрушительное влияние.
Также с помощью идентификации эмоций мы сможем менять свое состояние, избегать внешнего давления. Например, вы чувствуете апатию и раздражение, значит необходимо развеяться, устроить отдых, чтобы не доводить себя до предела
Невнимание к эмоциональной жизни приводит к печальным последствиям. Наш внутренний мир, наши эмоции при оценке ситуации не менее важны, чем доводы разума.
Умение распознавать и выражать эмоции является необходимым условием для социальной адаптации.
Установлено, что дети, которые не способны «читать» эмоции других людей или адекватно выражать невербально собственные эмоции, постоянно находятся в состоянии фрустрации, потому что фактически не понимают, что происходит в межличностном общении. Дети с подобными нарушениями переживают социальную изоляцию. В школьные годы они начинают отставать в обучении, хотя имеют средний уровень общего интеллекта.
В чём же смысл эмоций, зачем мы их испытываем?
У эмоций есть как минимум три функции.
Первая — это сигнал к действию: если мы увидели медведя, то сразу бежим от страха. Гнев заставляет нас защищать свои границы. Любовь побуждает нас заботиться о близком человеке, поддерживать с ним связь.
Вторая функция — это коммуникация с другими людьми. Когда я свожу брови от недовольства, моя дочка пытается что-то предпринять, чтобы мама не ругалась. Когда мы с кем-то общаемся, то через невербальные сигналы передаём другому человеку своё состояние или вкладываем дополнительное значение в слова.
И последняя функция — коммуникация с самим собой. Эмоции нужны, чтобы мы посмотрели на ситуацию с высоты своего разума. Если мы грустим, то этому всегда есть причина: надо сесть и проанализировать ситуацию.
Поэтому важно развивать свой эмоциональной интеллект, так как от этого зависит направленность ваших мыслей, мотивации, поведения, действий.
Степень эмоциональной экспрессивности влияет на качество межличностных отношений. Так, чрезмерная сдержанность приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный, тем самым вызывая у окружающих удивление или неприязнь, в то время как чрезмерная экспрессивность может вызвать у собеседника недоумение и раздражение.
Внешние проявления эмоций, представляющие собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, во многом зависят от особенностей воспитания детей. Дети, наблюдая за взрослыми, учатся тому, какие выражения лица соответствуют различным эмоциям. Правила, устанавливающие выражение или подавление своих чувств, помогают усилить, ослабить или замаскировать выражение эмоций.
Аня фон Канитц приводит следующие примеры применения этих правил:
При усилении эмоция выражается намного сильнее, чем человек переживает ее на самом деле. Вспомните, как вы выражали радость при получении подарка, который не казался таким уж хорошим и необходимым.
Ослабление приводит к тому, что выражение чувства редуцируется, поскольку в данной ситуации оно неуместно (например, злорадство или злость на начальника).
Нейтрализация — это попытка не проявлять чувство. О непроницаемом выражении лица говорит «poker face» — таково мимическое выражение игрока в покер. Ему необходимо скрывать свои эмоции, чтобы не проиграть.
Маскировка — человек пытается продемонстрировать не то чувство, которое он переживает в действительности, а иное. Так, он может казаться веселым, скрывая гнев или смущение.
Конвенциональные правила выражения эмоций (display rules) зависят от культурных особенностей нации: выражение эмоций на лице подвергается двойному влиянию универсальных, биологически врожденных факторов и специфических для данной культуры усвоенных правил выражения. Например, известна традиция английского воспитания не обнаруживать свои эмоции. Японец, находясь вместе с другими людьми, склонен маскировать свои негативные эмоции позитивными значительно сильнее, чем американец.
Возвращаясь ко второй функции эмоций — это коммуникация с другими людьми.
Необходимым компонентом понимания другого человека является понимание его эмоций и чувств. Важность такого понимания обусловлена тем, что эмоциональные реакции, будучи тесно связанными с мотивационной и ценностно-смысловой сферами личности, являются безошибочными индикаторами истинного отношения к происходящему.
Понимание эмоциональных состояний способствует оптимизации общения, является необходимым моментом осознания и оценки своих личностных качеств и поступков через призму общественных ценностей.
Неискренние выражения лица можно разоблачить разными способами. Обычно они слегка ассиметричны и их появление и исчезновение с лица происходят чересчур резко.
Более ста лет назад французский невропатолог Дюшен де Булонь обнаружил, что настоящая улыбка удовольствия отличается от неискренних улыбок. Когда человек переживает настоящее удовольствие, он не просто улыбается, но кроме этого активирует мышцы, которые окружают глаза.
Каждая из этих мышц состоит из двух частей: внутренней, натягивающей веки и кожу непосредственно под ними, и внешней части, которая управляет всем, что расположено вокруг глазной впадины, а именно: подтягивает брови и кожу под ними вниз, подтягивает кожу под глазами вверх и приподнимает щеки. При этом образуются известные нам «гусиные лапки».
Мышцы, называемые orbicularis oculi, практически не подчиняются воле: лишь около 10% обследованных им людей могли намеренно вызвать их сокращение.
Например, когда к десятимесячному ребенку приближается незнакомый человек, в его улыбке не будут участвовать мышцы, расположенные вокруг глаз. Но если к малышу приближается мать, он улыбнется ей неподдельной улыбкой удовольствия, которую в честь выдающегося французского ученого назвали улыбкой Дюшена. Когда счастливые влюбленные встречаются вечером, их улыбки создаются с участием мышц orbicularis oculi, улыбки несчастливых в браке супругов возникают без участия этих мышц.
Поскольку понимание эмоций состоит в отчетливой фиксации своего эмоционального состояния и возможности выразить его в знаковой форме, то оно связано с вербализацией эмоций. При этом переживание эмоции и ее называние (определение) являются различными феноменами. Если эмоция осознается в достаточной степени, то она поддается категоризации (обозначению, называнию).
Чтобы назвать эмоцию, необходимо иметь достаточно богатый эмоциональный тезаурус. Его содержание, во-первых, зависит от представленности данной эмоции в языке.
Эмоция больше или меньше представлена в языке в зависимости от того, насколько важной и желательной она считается в той или иной культуре. Национальный язык, в свою очередь, формирует окружающую реальность. Это означает, что мы можем быть слепы к явлениям или концепциям, для которых у нас нет слов.
К примеру, на Таити отсутствует слово для выражения эмоции печали. По этой причине мать, потеряв ребенка, воспринимает слезы и свое физиологическое состояние как болезнь, не связывая это с душевной болью.
В итальянском языке существует слово «fiero», обозначающее удовольствие от встречи со сложной задачей. При этом название для такой эмоции не обнаружено ни в английском, ни в белорусском, ни в русском языках. В английском языке нет понятия, соответствующего русскому слову «злорадство».
В японском языке есть слова, обозначающие такие эмоции, как страстное влечение к отсутствующему любимому; чувство, ассоциирующееся с тем, что мы видим другого человека, достойного похвалы, который преодолевает препятствия. Они не имеют точного английского перевода. Эмоция, обозначенная в русском языке словом «отчаяние», имеет ряд оттенков в белорусском языке: «роспач», «паняверка» и пр.
Богатство эмоционального тезауруса ребенка также зависит от эмоционального словаря значимых взрослых, в первую очередь родителей. Согласно материалам культурно-исторических исследований, в более ранние периоды и взрослые и дети могли выражать свои чувства свободнее, а наличие значительного эмоционального материала для анализа и внимание к нему способствовало более эффективному пониманию переживаний.
Причина снижения внимания к внутренним событиям, возможно, заключается в культурных нормах, ограничивающих проявления эмоциональной жизни. «В ходе длительного и планомерного контроля над сознанием людей в него были введены парадигмы, блокировавшие глубокое чувствование. Одна из них гласит: «Чувствовать не надо, это приведет к боли…» Человек думает, что если разрешить себе испытывать чувства, то скорее всего придут отрицательные, нехорошие, и он перестанет нравиться другим людям.
Невнимание к эмоциональной жизни приводит к печальным последствиям. Известно, что способность родителей распознать негативные эмоции своих детей и помочь справиться с ними способствует тому, что со временем дети более эффективно регулируют свои эмоции, что выражается в более позитивном поведении. В свою очередь, бедность и недифференцированность эмоционального словаря матери ведет к формированию у ребенка особого типа сознания и мышления, в котором эмоциональная жизнь представлена мало.
Для того чтобы понять свой организм, необходимо научиться слушать и слышать себя, постараться ответить на вопросы: «Что мне необходимо сейчас, чего я на самом деле хочу? Живу ли я своей жизнью?»
Не всегда ответы бывают понятны и легки, при глубоком анализе собственных желаний могут всплыть неприятные и болезненные ситуации, которые хочется обойти и сознательно не заглядывать в них. И тогда человек делает вид, что это происходит не с ним, что это его не касается и пытается разными способами отвлечься от неприятной ситуации: игнорирует действительность, уходит от ответственности, пускает все на самотек, в некоторых случаях для увеличения эффекта подключает алкоголь, наркотические средства, тем самым повышая риск приобретения психической и физической зависимости, и еще более усугубляя проблему.
Мы торопимся на прием к врачу и ищем внешнюю причину проблемы. Но, зачастую, если не работать с внутренним эмоциональным состоянием, очень сложно как-то повлиять на состояние телесное.
Иногда симптом является выгодным для человека, и подсознание просто не хочет от него избавляться, цепляется и всячески сохраняет. Ведь если мы больные и слабые, то можем получить вторичные выгоды от болезни: больше внимания, жалости, избавиться от необходимости что-то делать самим, отказаться занимать активную жизненную позицию. Человек может отделять себя от болезни, говоря, что это болезнь во всем виновата, а сам бы он и рад был что-либо сделать, да не может. Но мы забываем, что являемся с телом единым целым, и все системы организма зависят друг от друга, и если нет удовлетворения и гомеостаза в психологическом состоянии, то впоследствии это может привести к нарушению и в физическом теле. Как бы ни складывалась ситуация, необходимо разбираться в ней «здесь и теперь» для того, чтобы не накапливать негатив для своего будущего.
Для того, чтобы научиться распознавать положительные и отрицательные эмоции, можно применить следующие методы:
· Пополняйте эмоциональный словарь. Каждую эмоцию необходимо назвать, дать определение. Постарайтесь несколькими терминами описать то, что вы сейчас чувствуете. Вы точно будете удивлены, насколько много эмоций вы испытываете за день. Для большего понимания можно разделить слова на категории. Например, счастье — это облегчение, уверенность, возбужденность.
· Определяйте уровень интенсивности эмоций. Мы привыкли называть эмоции определенными терминами, не обращая внимание на особенности наших чувств. Например, мы можем слегка рассердиться или сильно разгневаться. Поэтому попробуйте каждый раз выставлять оценки вашему эмоциональному состоянию.
· Фиксируйте свои эмоции. Согласно исследованиям регулярное записывания эмоций помогает легче с ними справляться. Каждый день фиксируете в блокноте пережитые за день события и эмоции, сопровождающие их. Так вы сможете проанализировать причины эмоционального состояния и быстрее избавиться от него. Особенно этот метод помогает в сложных жизненных ситуациях.
Следующее упражнение позволит пополнить ваш эмоциональный тезаурус.
Подумайте, какие эмоции и чувства выражают данные слова: ерепениться, известись, импонировать, истерзаться, коробиться, кукситься, млеть, муторно, нега, сумбур, обуревать, окрылиться, остервениться, петушиться, прикипеть, прострация, умиление, прищучить, ярый?
Для того чтобы разобраться в проблеме вторичных выгод применительно к болезни (симптому), необходимо решить две основные задачи:
· определить потребности, которые удовлетворены благодаря болезни (симптому);
· искать пути удовлетворения этих потребностей иным образом (без участия болезни, симптома).
Как эффективно работать с ситуацией для более здорового ее осознания:
· научиться прислушиваться к своему «внутреннему Я»;
· вовремя решать проблемные ситуации, не заталкивая их глубоко в организм, не избегая их;
· решать то, что можно решить, и принять то, с чем справиться иногда мы не в силах;
· принимать ответственность за свою жизнь на себя и не перекладывать ее на других;
· быть честными с собой, находить в себе силы и возможности для жизни.
Психолог отдела организации медицинской профилактики «Центра общественного здоровья и медицинской профилактики»
Магер В.А.